Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Загородная

Личный опыт: как мы сеяли газон и чуть не выкопали метро

Юлия Судакова24 июля 2023 3 791
2023-07-25T17:07:24.982841+00:00
Личный опыт: как мы сеяли газон и чуть не выкопали метро
Вы смеетесь, когда слышите, что газон — это дорого и сложно? А смешного тут ничего нет. Автору Циан.Журнала озеленение участка влетело в копеечку и оставило посттравматический опыт.

Недавно мы построили домик в деревне — я подробно рассказывала об этом здесь. Когда работы, наконец, закончились и строители сделали ручкой, мы остались один на один с перелопаченным участком. А хотелось газон: привыкнув к московскому благоустройству, мы не могли смириться с окружавшими дом глиняными ухабами. Мне грезился английский газон и клумбы с ковылем и кортадерией, что бы это слово ни значило! «Пара пустяков», решили мы: засыпать землей, накидать семян да поливать.

Тут надо уточнить один момент. По окончании строительных работ застройщик «подсобил», как смог: выгрузил нам КамАЗ земли, чтобы выровнять оставленные тяжелой техникой овраги. В тот день шел ледяной дождь, а я бегала вокруг рабочих с просьбами оставить затею с выравниванием до лучшей погоды и пойти просохнуть (во всех смыслах). Но застройщик сказал ровнять, и они ровняли, оставляя за собой глубокие отпечатки сапог и рытвины от тачки.

Спустя пару недель выяснилось, что вместо земли грузовик привез глину, поэтому поверх относительно приличного суглинка наш дом теперь окружала бугристая керамическая заготовка. Мечта садовода, одним словом.

Помню, как вышла на крылечко 1 мая с твердым намерением поддержать цели и задачи текущего праздника. Вышла — да так и села на ступеньки в попытке разобраться, с какой стороны браться за работы. В последующие месяцы я так буду выходить еще много раз: решительно браться то за лом, то за грабли, то за валокордин и бродить с ними по участку в попытке разбить глиняные бугры и вновь образовавшиеся овраги. Городская сумасшедшая, что уж там. 

«Не гони волну, — говорил мой куда более терпеливый муж, — давай сперва наладим домашний быт, соберем кухню, покрасим спальни, пока стены не пожелтели, а уж потом будем заниматься участком».

Голос его тихо гас в безбрежной пучине контраргументов: «Сколько можно месить грязь! Это ты только на выходных приезжаешь, а я тут с ребенком всю неделю! У меня уже веник в руку врос — столько земли тащится в дом! Я хочу гостей с собаками, ребенок задолбался входить в дом через строгую систему фильтрации! Я хочу газон!»

Хорошо, ответил супруг. А засохшие деревья так оставим? А, ну да.

Часть первая: лес рубят — деньги летят 

В целом, процедура казалась не слишком накладной. Предполагалось, что мы спилим всё, что мешало, а потом позовем тракториста, который нам резво, буквально за пару часов, вспашет участок. Параллельно приедет три машины песка, и все тот же трактор их быстренько раскидает. Останется присыпать сверху плодородной землей и вуаля, можно сеять, а оно само взойдет.

Фигушки!

До покупки застройщиком участок долгие годы не был востребован, и в итоге на нем вырос лес. Были тут и березы с дубами, и ольха с осинами, и густые заросли рябины с орешником. При стройке, конечно, часть этого великолепия вырубили, но застройщик, тем не менее, оставил по максимуму, сохранив осинки и березки буквально в метре-двух от дома. 

По соседству с нашим строилось еще несколько домов, и на тех участках застройщик тоже что-то спилил. По мелочи, конечно: там несколько берез, тут рощицу осин — ерунда, одним словом. Только вот всё это богатство он сложил именно на нашем участке. И не вывез: как-то само собой решилось, что мы любим костры, и вообще нам эти штабеля нисколько не мешают.

Наличие взрослых лесных деревьев было для нас существенным фактором при выборе участка, поэтому мы с радостью остановились на таком варианте. Но даже при нашей трепетной любви к деревьям некоторые из них откровенно напрягали. Нам пришлось спилить две начавших сохнуть березы, несколько опасно накренившихся над домом осин и целую чащу ольхово-ореховой поросли. 

Так на пути к газону мечты мы потратили первые 18 тыс. рублей (на деле же это были последние деньги, остававшиеся на благоустройство, — на них закончились и кубышки, и зарплаты).

Земельные участки с деревьями и без вы найдете в базе Циан 

Часть вторая: грандиозный распил 

Оставшиеся стволы и ветки мы сперва решили утилизировать самостоятельно — построить ребенку шалаш, распилить на дрова, использовать в интерьере в качестве карнизов и изысканных предметов искусства (это уже мои прожекты, как нетрудно догадаться). 

Но пока суд да дело, все напиленное просто сложили посреди участка поверх оставшихся после стройки стволов. При желании под этой грудой можно было бы с комфортом поселить сторожевого медведя.

Сожжем, с энтузиазмом подумали мы и принялись за дело. За три часа работы (поломать и распилить ветки, чтобы сжечь их в бочке, расцарапать в кровь руки-ноги и дважды получить в один и тот же глаз ореховым прутом) куча уменьшилась процента на полтора. Это чисто утешительная оценка, чтобы хоть как-то оправдать затраченные усилия. Визуально же, помимо травм, других результатов работы выявить не удавалось.

Так мы познакомились с двумя обаятельными лесорубами — владельцами измельчителя веток. Мульчаторов, как мы их прозвали. Торгуясь за скидку, мы обещали работать самостоятельно — только привезите нам свою шайтан-машину. 

В итоге мероприятие обошлось нам «всего» в 7 тыс. рублей за два часа работы (против 13 тыс., с которых я начинала торговаться). Куча стала втрое меньше, но стволов все равно оставалось изрядное количество. 

А еще на участке остались неприкаянные пни — мы планировали расставить на них горшки с цветами, а те, что совсем уж откровенно мешали, муж должен был спилить под корень. Опытные люди обещали, что спиленные таким образом пни за пару лет сами сгниют в земле.

«Ну попилю!», — сказал муж. Взял бензопилу, погудел ей добрых три часа, после чего она затупилась. Притихшие было пни продолжили ухмыляться с прежних мест, а куча… ну вы поняли: не уменьшилась.

На помощь сбежалось полдеревни. С нашей импровизированной лесопилки уехали минивэн и с десяток седанов, доверху наполненных дровами. Все они то и дело проседали и скребли брюхом глиняный участок. Борозды стали глубже, а от газона мы отдалились на невиданное ранее расстояние.

Остатки стволов за 10 тыс. рублей распилил на колоды юный узбек — вчерашний школьник, а сегодня уже надежда и опора всей строительной отрасли России. За следующие четыре выходных (всего-то!) муж с нашим 10-летним сыном накололи их на дрова и разложили в тут же сооруженном дровнике.

Часть третья, метростроевская 

Ну теперь точно зовем тракториста, бороним, ровняем и сеем, решили мы. Ну да, ну да…

Час работы тракториста стоит в наших краях 2,5 тыс. рублей плюс 3 тыс. за подачу, но, порыдав, что денег нет и мы уже еле-еле держимся, я таки скостила ценник, договорившись оплатить только работу. 

Поплевав на руки, Тр-Тр Митя (нашего улыбчивого тракториста звали Димой, и мы, недалеко ушедшие от детских книжек, дали ему такое прозвище) поехал ровнять и боронить. Дело шло споро, и мы уж было обрадовались: через пару часов участок мог бы являть собой приятнейшее зрелище — засеять, да и только! 

«Хозяева, а пни-то оставите, что ли?» — вмешался в мечты тракторист. 

Точно: пни. 

И мы стали копать метро — любые другие аналогии меркнут. Сдернув несколько экземпляров, трактор бодро поехал в сторону оставшейся парочки и завис с ними едва ли не на целый час. Оказалось, корни сплелись, и дружбу их мог разрушить только тотальный подкоп. 

Котлован вышел что надо — всем газонам на зависть! Конкурировать с ним могла только станция метро «Парк Победы», рекордсмен по глубине залегания. Спрыгнув с подножки, Тр-Тр Митя угукнул в отозвавшийся эхом карьер, почесал в затылке и принялся этот карьер засыпать. В ход пошли особо выдающиеся глиняные валуны с участка, немного стертого с лица земли орешника и мелкие пеньки, которые тракторист пошел выдергивать, уже не спрашивая.

К вечеру участок действительно приобрел относительно причесанный вид. Омрачала картину только гора корней и пней, образовавшаяся после тракторных экзерсисов. Сожжем-напилим, привычно подумали мы, переглянулись и немедленно заказали машину для вывоза. 

За две ходки (каждая облегчила семейный кошелек на 8 тыс. рублей) пни были вывезены, а участок кое-как выровнен и частично засыпан песком. 

«А оставшуюся часть засыпать не будем, что ли?» — удивились мы, глядя на Тр-Тр Митю, засобиравшегося домой.

«Это ж вы газон собрались сеять, да?» — участливо улыбнулся он.

«Ну да», — не чувствуя подвоха, согласились мы.

«А отмостку кто делать будет? Вы поймите: мне ж нетрудно! Но отмостку делать надо? Надо! А что с вашим газоном будет, когда по нему начнут бетономешалки ездить? Поняли? Ну я поехал, куча песка вам для отмостки остается, звоните, как закончите!»

Тракторист забрал заработанное (в общей сложности 46 тыс. рублей, учитывая три КамАЗа песка) и потарахтел восвояси.

Часть четвертая: новые траты 

Не то чтобы мы какие-то совсем уж малахольные. Просто о связи газона с отмосткой мы как-то не подумали. По строительным нормам делать ее можно и через год, и через два. Но в логике трактористу не откажешь: сперва разрушительные работы, а уж потом созидательные. 

Посоветовавшись со строительными экспертами и своим же застройщиком, мы выяснили, что дом вполне готов обзавестись бетонным периметром. Следующие пару недель мы жили на песчаных дюнах, параллельно собирая по карманам мелочь, чтобы сделать еще и отмостку. 

В конце июля на участок вновь пришли рабочие. Потратив за следующие пять дней еще 80 тыс. рублей и почти выучив узбекский язык, мы еще на шаг приблизились к цели. 

Часть пятая: наконец-то газон!

Приближалась осень. Затягивать процесс становилось уже неприлично. Мы влезли в долги, заказали три КамАЗа земли («с вас 36 тыс., пожалуйста!») и частично ее разровняли. Сами, потому что раскидать одну машину чужими руками стоило еще 7 тыс

Кое-что мы засеяли, походя в изумлении обнаружив, что семена на наши скромные сотки обходятся еще в 20 тыс. рублей. А когда пробились робкие ростки, мы поняли, что пора искать газонокосилку, а это еще минимум 20 тыс. рублей.

Итак. Газон у нас оказался золотым, хотя и зеленым, и это стало огромным сюрпризом. Впереди — клумбы с ковылем и этим, как его там... И пара яблонь. И абрикосы. Мы теперь, пожалуй, по-скромному.

Не готовы к таким подвигам? В базе Циан есть дома на уже благоустроенных участках! 

От редакции: В помощь начинающим газоноводам мы суммировали затраты. Результат — в таблице ниже. Но важно понимать: в реальности сумма могла бы быть гораздо больше, так как значительную части работ хозяева делали сами, а еще до последнего торговались с исполнителями. Кроме того, цены приведены по состоянию на 2022 год.

Статьи расходов 
Сумма 
Спил деревьев18 тыс. рублей
Измельчение остатков7 тыс. рублей
Распил стволов10 тыс. рублей
Выравнивание участка (примерная обработанная площадь — 4 сотки)46 тыс. рублей (из них по 8 тыс. рублей стоила каждая ходка КамАЗа и еще по 5 тыс. рублей — каждый грузовик песка)
Отмостка80 тыс. рублей
3 грузовика плодородной земли36 тыс. рублей
Семена газона (4 сотки)20 тыс. рублей
Газонокосилка20 тыс. рублей
Итого237 тыс. рублей
Усилия, старания и страдания хозяевБесценно

Фото: Юлия Судакова 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#загородная недвижимость#дача#Ремонт#строительство#участок#загородный дом
загородная недвижимостьдачаРемонтстроительствоучастокзагородный дом
Сейчас обсуждают
Аноним
27 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru